Атилла

Атилла

Атилла

Величайший из завоевателей, создатель огромной империи и мощного войска, человек, прозванный «бичом Божьим», наводивший ужас на обе римские империи, — таков был Аттила. О его детстве и юности ничего не известно. Не знаем мы и года его рождения. Будущий завоеватель появился на свет в правящей династии кочевого народа гуннов. После смерти своего дяди Руги (он упоминается еще как Ругила или Русил) он вместе с братом Бледой унаследовал власть над гуннскими племенами. В этом нет ничего удивительного. В те времена совместное правление было в порядке вещей. Как правило, один управлял гражданской жизнью, а другой брал на себя роль военачальника. Аттила, с детства мечтавший о военных походах, возглавил войско, предоставив брату решать гражданские проблемы. Правда, на это он пошел скрепя сердце, поскольку брата тайно ненавидел и мечтал стать полновластным правителем. Правление братьев началось в 434 г., а закончилось в 445 г. Аттила, чей авторитет за это время вырос, собственноручно убил единокровного брата, после чего провозгласил себя единовластным правителем. Теперь никто не мог помешать ему претворять мечту о всемирном господстве. Гунны и до этого постоянно вели войны, а теперь это стало их основным занятием.

Аттила достаточно быстро покорил соседние племена — вестготов, герулов, хазар, гепидов, славян и многие другие варварские народы. Некоторые из них добровольно вступали под его начало, не желая быть истребленными многочисленной гуннской конницей. Правители Восточной и Западной Римских империй понимали, что быстро растущее государство Аттилы является прямой угрозой для их стран. Именно поэтому обе империи лихорадочно укрепляли свои границы и города, особенно Рим и Константинополь.

Первый «пробный» поход на Восточную Римскую империю Аттила совершил еще вместе со своим братом в 443 г. Поход был удачен, и спустя четыре года, уже будучи единоличным правителем, Аттила вновь двинул свои войска на империю. Его воины разорили Фракию, Иллирию и Нижнюю Мизию — практически всю северную часть Балканского полуострова. Они дошли до стен Константинополя — столицы Восточной Римской империи. Восточноримский император Феодосий II, потрясенный тем, что гуннов не остановили ни заставы, ни крепости на перевалах Балканских гор, поспешил откупиться от страшного варвара. Он отдал Аттиле нижнедунайские земли — Дакию Прибрежную — и обязался выплатить гуннам в качестве годовой дани 2100 фунтов золота. Имперская казна с огромным трудом сумела собрать такие гигантские по тем временам деньги.

Молва о победах Аттилы летела впереди его войска, а слухи о его жестокости вселяли ужас. Действительно, гуннское войско было преимущественно конным и обладало большой мобильностью. Кроме этого, каждый всадник был вооружен полутораметровым луком, обладавшим большой поражающей силой. Всякий бой гунны начинали внезапно, атакуя противника на полном скаку и засыпая неприятеля сотнями стрел. Так что к моменту начала рукопашной схватки вражеское войско уже несло значительные потери от стрел варваров, а его боевые порядки были расстроены. Планируя боевые операции, Аттила умело использовал особенности местности. К примеру, часть воинов он отправлял на возвышенность, откуда они начинали обстреливать вражескую армию. Солдаты противника поднимали щиты, спасаясь от стрел, а в это время другой отряд гуннов нападал на них спереди, расстреливая в упор не прикрытых щитами людей.

Размер дани для Восточной Римской империи Аттилы оказался непосильным, именно поэтому после смерти императора Феодосия императрица Пульхерия отказалась платить ее варварам. Предвидя последствия отказа, решили собрать мощное войско для защиты столицы. Но Аттила не пошел на Константинополь. Он решил разделаться с Западной Римской империей, тем более что западноримский император Валентиниан III отказал варвару, когда тот попросил руки его сестры Гонории. Правда, по некоторым сведениям, Гонория сама просила Аттилу напасть на империю. Ко всему прочему, если бы Аттила взял ее в жены, то породнился бы с императорской династией, а это давало ему или его наследнику право претендовать на римский престол. Таким образом, его перестали бы считать варваром.

Собрав большую армию, царь гуннов в 451 г. выступил в поход. Его не смутило даже то, что римский император заключил союз с королем вестготов, у которого была многочисленная армия. По некоторым данным, в войске Аттилы тогда было около 500 тысяч воинов, но, скорее всего, это сильное преувеличение. И все же нашествие гуннов было крупнейшим в истории древней Европы. Солдаты Аттилы стремительно преодолели территорию Германии и превратили в выжженную пустыню Галлию. Реки они форсировали стремительно, и даже мощные крепостные стены не останавливали орду варваров. Один за другим пали хорошо укрепленные города Трир, Мец и Аррас.

Вскоре войско Аттилы осадило Орлеан. Возможно, город бы пал, если бы на помощь гарнизону крепости не подошли римская армия и войска вестготского короля Теодориха I. Опасаясь удара с тыла, Аттила отвел свою армию к городу Труа, где на обширной Каталуанской равнине его конница могла дать решительное сражение. И оно состоялось. Гунны и в этот раз использовали свою традиционную тактику, яростно атакуя конницей и ведя губительный обстрел позиций врага из луков. Но это не дало ожидаемого эффекта — противник устоял, а на правом фланге, где находились воинственные вестготы, войска Аттилы потерпели поражение. Войско гуннов понесло тяжелейшие потери, и, хотя вестготы, потеряв в бою своего короля, покинули поле битвы, Аттила, получив отпор, так и не решился продолжить сражение, приказав своим воинам возвращаться на родину.

Проиграв сражение, Аттила не отказался от захватнических амбиций. Через год он вновь двинул армию в поход на Западную Римскую империю. Сломив приграничное сопротивление, его войска разрушили город Аквилею, захватили Милан, разорили почти всю Северную Италию и осадили Рим. В столице началась паника, а император всерьез начал готовиться к бегству. Но Аттила не спешил идти на штурм и даже согласился на переговоры. Римляне недоумевали, не догадываясь, что в войске гуннов началась эпидемия. К тому же у захватчиков кончалось продовольствие, а пополнить запасы было негде. В Италии в это время свирепствовал голод. Сам папа римский Лев I от имени императора купил за огромные деньги мир с гуннами. После этого Аттила вернулся вместе с войском к себе в Паннонию (на территории нынешней Венгрии). Там он решил набраться сил для новых походов и заодно сыграть свадьбу с уроженкой Бургундии Ильдикой. Однако великий завоеватель внезапно умер в ночь свадьбы. Согласно преданию, его убил предатель или же молодая жена, отомстив таким образом за свой народ, почти полностью уничтоженный свирепыми гунна ми. Так это было или не так, сказать трудно, поскольку достоверных сведений до нашего времени не дошло.

Почти сразу после смерти Аттилы начались бунты покоренных им племен и народов, а спустя двадцать лет империя гуннов распалась. Увы, это государство держалось только на силе и на авторитете самого Аттилы.

Безусловно, Аттила был величайшим завоевателем. Его тактика, основанная на умелом маневрировании и сохранении войска за счет предварительного обстрела врага, была очень эффективна. Кроме того, Аттила был незаурядной личностью, обладавшей несгибаемой волей и умением поддерживать на высоком уровне боевой дух своих солдат. Бесспорно и то, что Атилла был жестоким и бесчеловечным, и все же его деяния навсегда останутся в памяти потомков. Кстати, косвенно царь гуннов способствовал возникновению Венеции. Именно в те места, где позже был основан этот великолепный город, бежали из Северной Италии люди, согнанные с мест полчищами гуннов.

 

Добавить комментарий