Для строительства пирамид использовали танский гранит, известняк и различные камни из Верхнего и Среднего Египта. Особенно трудоемкой была заготовка твердого гранита. Скалы сначала раскаляли огнем, а затем охлаждали водой. Порода растрескивалась, а в трещины вставляли деревянные клинья. Смоченные водой, они разбухали, еще больше разрушая породу.
Прямо на месте, в каменоломнях, вырубленные блоки обтесывали, чтобы придать им правильную форму, и полировали. Обработка была очень тщательной, но зато это позволяло укладывать блоки в пирамиду практически без зазоров. Впрочем, каменотесы окончательно «подправляли» блоки уже на месте строительства.
Из каменоломен блоки доставляли к берегам Нила, применяя лишь такие простые средства, как полозья, катки, продольные брусья, канаты и рычаги. Понятно, что в работах были задействованы десятки тысяч людей, а сам труд, да вдобавок под палящим египетским солнцем, был неимоверно тяжел.
По реке блоки перевозились на больших барках, плывущих по течению. Для транспортировки старались использовать время половодья, а непосредственно к месту строительства пирамиды приходилось прорывать специальные каналы. Последнюю часть пути блоки проделывали по земле на волокушах.
Как происходила подобная транспортировка, можно судить по некоторым барельефам, оставшимся на стенах египетских храмов. На одном из них, например, волокушу за четыре каната тянут сто семьдесят два человека. Еще один поливает землю перед волокушей водой из кувшина, а трое других несут рядом с ним на коромыслах еще шесть кувшинов.
Но самым трудным делом было, конечно, один за другим поднимать блоки на пирамиду, становившуюся все выше и выше. Для этого из земли и брусьев возводились большие наклонные плоскости, примыкающие к возвышающимся сторонам пирамиды. На отведенные для них места блоки поднимались на катках или просто вручную, при помощи канатов и рычагов. Плоскость, по которой двигался блок, покрывали тонким слоем известкового раствора, выполнявшего роль смазки.
Однако блок надо было не просто положить на приготовленное для него место, а установить очень точно, поскольку в конечном счете пирамида должна была стать правильной геометрической фигурой. Основания граней могли различаться длиной лишь в несколько сантиметров. Поэтому точные ориентиры для укладки каждого блока были уже заранее определены и сориентированы по главным осям. Для этого использовали простейшие инструменты: отвесы, колышки, шнуры, — давно уже при¬менявшиеся египтянами при строительстве каналов. Точность укладки каждого ряда тщательно проверялась инженерами-жрецами, и только после этого строители приступали к следующему ряду. Блоки прилегали один к другому настолько плотно, что не было никакой необходимости в скрепляющем растворе.
Венчал постройку большой камень — единственный во всей конструкции пирамидальной формы. С укрепленными под ним блоками он соединялся металлическим штифтом. Камень покрывался золотыми пластинками с выгравированными на них священными знаками. Все же другие блоки облицовывались тонкими, идеально отполированными каменными пластинами. По окончании работ каждая из четырех сторон пирамиды, ориентированных по четырем частям света, представляла огромный, идеально гладкий треугольник.
Можно, пожалуй, удивиться, но людей, занятых непосредственно на строительстве пирамиды, было, возможно, гораздо меньше, чем мы обычно представляем. Такое предположение обосновывает своими любопытными рассуждениями все тот же Жан-Филипп Лауэр, что составил скрупулезную опись инструментов египетских строителей, обнаруженных при раскопках пирамиды Джосера.
«Следует учесть, — пишет исследователь, — что в сооружениях типа пирамиды количество используемого строительного материала сильно сокращается от ряда к ряду по мере увеличения ее высоты. Это сокращение следует закону геометрической прогрессии, согласно которому в пирамиде с квадратным основанием ряд кладки, длина которого равна половине длины нижележащего ряда, покрывает поверхность в четыре раза меньшую, чем нижележащий ряд. Таким образом, на половине высоты пирамиды количество блоков, необходимых для одного ряда кладки, составит 1/4 количества, потребного для кладки основания пирамиды; на 3/4 высоты потребуется уже 1/16 и на 7/8 высоты — только 1/64. Если, например, для ряда кладки основания требовалось 64 000 блоков, то для ряда, находящегося на 7/8 ее высоты, нужно лишь около 1000 блоков той же величины.
Что же касается числа рабочих, необходимых одновременно для кладки каждого ряда, то здесь решение несколько иное, так как оно зависит не только от величины площади, отведенной каждому рабочему, как это бывает, например, при рытье канала. Даже при сооружении основания великой пирамиды Хеопса, занимающей площадь более 5 гектаров, не представлялось возможным разместить рабочих равномерно. Работы велись, вне сомнения, сразу во многих местах, но вокруг них должны были оставаться свободные участки для укладки и подгонки камней, доставки материалов, передвижения рабочих. Хотя уменьшение числа рабочих, занятых в одно и то же время на каждом последующем ряде кладки и не следует точно закону геометрической прогрессии, оно все же будет значительно выше, чем по закону простой математической прогрессии».
Любопытно, что Геродот, рассказывая о строительстве той же пирамиды Хеопса близ современного Каира, утверждает, что непосредственно на строительной площадке работали 4 тысячи человек. Как отнестись к свидетельству уважаемого древнегреческого историка? Ведь описывая подъем огромных каменных блоков с помощью «машин», он, как считают теперь исследователи, и в самом деле явно ошибся: подобным механическим способом 5 тысяч лет назад можно было поднимать лишь сравнительно легкие облицовочные плиты…
А вот то, что для подъема блоков в самом деле использовались наклонные насыпи, подтверждается раскопками археологов. Остатки таких насыпей были обнаружены близ пирамиды фараона Аменемхета I и близ погребального храма фараона Хефрена. Об этом же свидетельствуют и тексты некоторых папирусов.
Кстати, а сколько времени должно было уходить на строительство пирамид. Геродот утверждает, что пирамиду Хеопса строили 20 лет. Однако современные исследователи и в этом с ним не согласны, на несколько лет сокращая этот срок.
Как бы то ни было, строителям Древнего Египта, располагавшим лишь несложными инструментами и приспособлениями, по плечу оказалось строительство огромных сооружений, поражающих как величием и мощью, так и точностью кладки. Но само собой разумеется, строили в Египте не только величественные пирамиды — гробницы фараонов, но и храмы, и жилые дома.