Однако и Древний Египет тоже не спешил приоткрывать свои тайны, и еще два века назад даже самые просвещенные из европейцев были осведомлены об этой цивилизации куда меньше, чем любой из теперешних школьников. Доподлинно известным было, по сути дела, лишь то, что тысячи лет назад на берегах Нила существовало древнейшее государство, от которого остались величественные памятники — огромные пирамиды, входившие в число семи чудес света.
Правда, и пирамиды представлялись в ту пору скорее легендой, чем реальностью, поскольку мало кому из европейцев доводилось видеть их собственными глазами. Египетскими землями владели арабы, завоевавшие их еще в VII веке, совсем не жаловавшие иноземцев.
Углубленное научное изучение Древнего Египта началось с… военной экспедиции генерала Наполеона Бонапарта. 19 мая 1798 года он вывел в Средиземное море огромный флот в 328 кораблей. На них разместились почти 40 тысяч солдат и офицеров. Франция в ту пору воевала чуть ли не со всей Европой, но главным врагом была Англия, располагавшая на востоке обширными владениями, в том числе и сказочно богатой Индией. И Бонапарт отправился завоевывать Египет, чтобы создать на востоке мощный «противовес» англичанам.
Но помимо солдат и офицеров в экспедицию входили… 175 ученых: астрономы, математики, химики, минералоги, историки. Бонапарт собирался завоевать Египет всерьез и надолго; повторим, что для европейцев он представлял собой тогда, по сути дела, огромное «белое пятно». Ученым, отправившимся с Бонапартом, предстояло исследовать неизвестную страну.
Французской провинцией Египет так и не стал, хотя поначалу в сражениях с арабскими воинами-мамлюками Бонапарту сопутствовали победы. Однако армию косили болезни, голод, нестерпимая жара.
В августе 1799 года генерал бросил свое поредевшее войско и с немногими близкими друзьями вернулся в Париж. Уже совсем скоро ему предстояло стать первым консулом Франции, а затем императором, властелином чуть ли не всей Европы…
А вот ученые, прибывшие в Египет вместе с армией, продолжали свою работу. Пораженные колоссальными размерами древних памятников, которыми, как оказалось, изобиловал Египет, — храмов, пирамид, обелисков, — они составляли их подробные описания, делали
зарисовки, — ведь фотографию еще не изобрели. Правда от многих сооружений оставались только развалины, полузанесенные песком пустыни.
Вскоре начались и археологические раскопки, которые поначалу велись еще очень робко. Коллекции ученых стали быстро пополняться статуэтками богов, фигурками священных жуков-скарабеев, предметами быта и утвари древних египтян.
В древних хранилищах храмов обнаружились не тронутые временем свитки папирусов. А в 20-х годах XIX века произошло великое в науке событие: французский ученый Жан Франсуа Шампольон сумел разгадать тайну египетских иероглифов, молчавших тысячелетия. Теперь можно было читать и древние тексты папирусов, и многочисленные надписи на стенах храмов, все больше и больше проникая в прошлое страны фараонов.
Великое научное наступление на тайны древней египетской цивилизации, начатое французскими учеными, с годами становилось все масштабнее и продолжается по сей день. Немало интересного удалось узнать и о технических достижениях древних египтян.
Судить о них можно и по расшифрованным текстам папирусов, и по археологическим находкам. Например, в гробнице одного из высокопоставленных чиновников середины I тысячелетия до нашей эры обнаружилось детальное изображение различных этапов технологического процесса получения бронзовых отливок. В начале «производственной цепочки» трое рабочих подносят к печи металл.
Поскольку за ними следит надсмотрщик с палкой, очевидно, эти рабочие были рабами. Двое других рабочих с мехами и один с кочергой раздувают огонь. Рядом изображены плавильные тигли и древесный уголь. Еще двое рабочих с помощью простого приспособления, состоящего из двух прутьев, вынимают тигель из горна. Показана здесь и операция разливки.
Эти наглядные рисунки снабжены комментариями, написанными иероглифами, из которых можно понять, что на рисунках изображена отливка больших бронзовых ворот для одного из храмов, а сама бронза по приказу фараона была доставлена из Сирии…
По верованиям древних египтян, в загробном мире умершему могли потребоваться все те вещи, что служили ему при жизни. Поэтому вместе с мумиями археологи находили в саркофагах фараонов и знатных людей не только золотые украшения, но и кухонную утварь, мебель, предметы обихода, инструменты и даже… колесницы и корабли.
Находки, относящиеся к разным периодам истории Древнего Египта, свидетельствуют, что в целом технический прогресс развивался здесь сходным образом с цивилизацией шумеров. В V тысячелетии до нашей эры древние племена, селившиеся по берегам Нила и прежде жившие рыболовством, стали осваивать земледелие. Первыми сельскохозяйственными орудиями были примитивные деревянные мотыги.
Когда египтяне научились выплавлять медь, из нее стали делать инструменты и орудия для земляных работ. Например, у мотыги появился медный наконечник.
А чем больше было сельскохозяйственных орудий, тем больше возделывалось и полей. Это, в свою очередь, как и в Шумере, привело к созданию совершенной ирригационной системы для орошения засеянных земель.
Поколения рабов прокопали множество каналов, соорудили шлюзы и плотины, запирающие котлованы, заполнявшиеся во время разливов нильской водой. Вода сохранялась там и тогда, когда Нил уже входил в берега, и использовалась по мере необходимости для полива.