Хайнц Вильгельм Гудериан

Хайнц Вильгельм Гудериан

Хайнц Вильгельм Гудериан

Родина будущего идеолога «танковой войны» небольшой городок Кульм на берегу реки Вислы. Его отец был военным и не видел другой стези для сына, кроме службы в армии. Хайнц обучался в кадетском корпусе, а после его окончания, став лейтенантом, в 1908 г. начал служить в егерком полку. Молодой офицер проявлял интерес ко всем техническим новинкам, и начальство, заметив это, направило его на учебу в военную академию в Берлин. Первая мировая война прервала учебу, и Гудериан оказался на фронте в качестве начальника радиостанции. Надо отметить, что в те годы человек незнатного происхождения не мог рассчитывать наг быстрое продвижение по службе, но Гудериан, благодаря таланту, знаниям и храбрости, закончил войну офицером Генерального штаба германской армии.


Проигранная война негативно сказалась на судьбах профессиональных военных Германии. Многие тысячи офицеров по условиям Версальского договора были уволены из армии и оказались без средств к существованию. Гудериану, можно сказать, повезло. Он был зачислен в пограничные войска, которые на самом деле занимались борьбой с коммуниста-ми. В 1920 г. он примкнул к группе офицеров, тайно готовившей возрождение немецкой армии. Гудериан проявил большой интерес к танкам. В те годы танк имел вид, скорее, устрашающего монстра, чем реальной боевой машины. Однако Гудериан сразу увидел в танках огромный потенциал, в то время еще не оцененный. Он стал инициатором создания боевой машины, у которой были бы скорость автомобиля, мощная броня и сильное вооружение. По тем временам это казалось неосуществимым, но Хайнц активно начал работать в этом направлении. Гудериан побывал в СССР, где вместе с другими немецкими офицерами изучал танки на секретном полигоне «Кама». С приходом к власти Гитлера для Гудериана настало золотое время. Фюрер поддерживал его идеи и, присвоив ему звание полковника, назначил начальником штаба бронетанковых войск. В 1935 г. он стал командиром танковой дивизии, а еще через год получил звание генерал-майора. Опробовать свои теории танковой войны на деле Гудериану довелось в 1938 г., когда его танковые части участвовали в оккупации Австрии. Фюрер был настолько потрясен стремительными действиями танковых соединений, что незамедлительно назначил Гудериана командующим бронетанковыми войсками и присвоил ему звание генерала бронетанковых войск. Однако через некоторое время Гитлер охладел к своему генералу видимо, ему подсказали, что у Гудериана есть недостаток: танковые части всегда далеко отрывались от пехоты, а без ее поддержки могли быть легко уничтожены. Гудериан же остался верен себе, и Гитлер решил, что пока лучше доверить генералу корпус, а не все бронетанковые войска.

Когда началась война с Польшей, Гудериан действовал все так же рискованно. Его танковые армады отрывались от пехоты и, не считаясь с потерями, с ходу брали польские укрепления. Ему везло. Благодаря его смелым действиям в считанные дни была разгромлена и французская армия. Французы не сумели оказать хоть сколько-нибудь серьезного сопротивления, хотя их армия считалась одной из лучших в мире.

В июле 1940 г. Гудериану было присвоено звание генерал-полковника и доверено командование танковой группой, которая носила его имя. Хайнц по-прежнему не считался с потерями. Он сумел убедить Гитлера, что именно такая тактика наиболее эффективна. А потому эту тактику решено было использовать в войне против Советского Союза. Как показало время, это было большой ошибкой.

В первые дни войны против России танковые клинья Гудериана прорвали оборону советских войск во многих местах и продвигались вперед со скоростью до 50 км в сутки! Пехота конечно же осталась позади. И части Красной Армии этим воспользовались: они оказывали яростное сопротивление, и, лишенные поддержки своей пехоты, танковые соединения Гудериана несли большие потери. В результате Гудериан вынужден был просить Гитлера отложить начало наступления на Москву, поскольку его части были измотаны и обескровлены. Эта короткая передышка позволила советскому командованию подтянуть резервы, улучшить оборону, а затем и разбить фашистов под Москвой. Гудериан жестоко поплатился за свою самонадеянность. Взбешенный Гитлер снял его с должности и отправил в резерв.

Оправдать себя в глазах фюрера он смог только в 1944 г., став членом военного суда, изгонявшего заговорщиков из армии. Поскольку Гудериан не участвовал в заговоре против Гитлера и оставался ему верен, фюрер в знак благодарности за преданность назначил его начальником Генерального штаба сухопутных войск. Однако ход войны уже невозможно было изменить. Поражения следовали за поражениями. И 28 марта 1945 г. Гудериан был снят со всех постов и отправлен в отпуск.

После окончания войны западным союзникам СССР, «поменявшим ориентацию», понадобился опыт бывшего генерала вермахта. И они привлекли его к сотрудничеству. Англию и США очень интересовало, как Германии удалось в кратчайшие сроки создать мощную армию и вести полномасштабную войну без большого запаса ресурсов. Работая в интересах стран Запада, Гудериан избежал тюрьмы.

Один из самых известных танковых генералов периода Второй мировой войны скончался в Баварии в городе Швангау 15 мая 1954 г.

 

Добавить комментарий