Едем,плывем,летим…

nissan sunny

nissan sunny

Начало XXI века — очень динамичное время. Мчатся по железным дорогам скоростные поезда, бороздят моря-океаны корабли, летят в небесах самолеты, вращаются спутники Земли, несутся по автострадам автомобили. Вся эта транспортная техника, разумеется, разительно преобразилась со времен своих первых, робких шагов. Скоростной поезд обтекаемой формы, мчащийся по железным дорогам Франции со скоростью 400 км/ч, ничего общего не имеет с паровозом Джорджа Стефенсона. Подобные же скоростные поезда ходят по железным дорогам Японии.


А каким красавцем стал «гадкий утенок» конца XIX века — автомобиль с бензиновым двигателем! Современный автомобиль — это великолепная, прекрасно продуманная машина, оснащенная множеством устройств, о самой возможности которых и подозревать не могли Даймлер и Бенц. Так называемый круиз-контроль, например, подобно автопилоту самолета позволяет машине двигаться с заданной скоростью без участия водителя. Специальные датчики при необходимости автоматически включают и выключают фары. Или стеклоочистители, когда на ветровое стекло попадут капли дождя. Причем чем сильнее дождь, тем чаще работают «дворники».
Привычной вещью становится и бортовой компьютер. Он информирует водителя о том, каков при данном режиме движения расход топлива и на сколько километров хватит его запаса. Компьютер вовремя предупредит водителя о различных неисправностях в двигателе, А если он подключен к компьютеру специальной службы, отслеживающей обстановку на дорогах, то даст знать о пробках впереди, авариях, укажет маршрут объезда.
Удивительный экспериментальный автомобиль не так давно продемонстрировала японская фирма «Ниссан». Он оснащен электронной штурманской системой, самостоятельно выбирающей маршрут. Перед поездкой водитель вводит в память системы место старта автомобиля и пункт назначения, а дальше компьютер прокладывает маршрут сам.
Дело в том, что ад автомобиле фирмы «Ниссан» установлена спутниковая навигационная система, имеющая постоянную связь со специальными спутниками для оптимизации дорожного движения. На приборной доске есть цветной кинескоп, отображающий план местности, по которой проходит маршрут. Водитель ведет машину, руководствуясь краткими голосовыми указаниями, которые отдает компьютер:
«Уменьшить скорость!», « Перестроиться в правый ряд» «Через 200 метров поворот направо!».
Фантастика? В общем, пока да. Но только потому, что пока еще нет специальных спутников, управляющих дорожным движением. Можно не сомневаться, что в обозримом будущем они появятся. Тем не менее уже существуют электронные штурманские системы, позволяющие обходиться и без навигационных спутников. Одну из таких конструкций разработала западногерманская фирма «Блоупункт». В память этого электронного «штурмана» закладывается план города. А водителю достаточно лишь ввести в систему координаты своего местонахождения, название улицы, куда надо проехать, и номер дома, возле которого следует остановиться.
Во время поездки «штурман» выдает водителю указания условными акустическими сигналами. Причем если машина вынуждена отклониться от первоначального маршрута из-за пробки или ремонта дороги, «штурман» сейчас же переходит на другой оптимальный вариант маршрута, поскольку еще при вводе данных он заготовил сразу несколько возможных вариантов.
Само собой разумеется, электроника берет на себя и решение куда более мелких проблем, возникающих при вождении автомобиля.
Уже разработан, например, электронный сигнализатор, позволяющий водителям судить о состоянии дорожного покрытия и делать необходимые выводы. Красный сигнал сообщит о возможности образования гололеда, так как температура дорожного покрытия опустилась ниже нуля. Синий — температура ноль. Зеленый — выше нуля.
Электроника «считывает» информацию с дорожных указателей и выводит ее на нижнюю часть ветрового стекла. Таким образом, водитель получает ее, не отрываясь от наблюдения за дорогой, и, не глядя по сторонам, заранее знает, что впереди крутой поворот или что стоянка в данном месте запрещена.
Существуют уже м …«говорящие » автомобили. В случае какой-либо Неисправности: падения давления масла, нарушения работы системы зажигания или тормозов, — информация об этом не только появится на приборной панели, но и прозвучит вслух.
А какими к началу XXI века стали крылатые машины? Одна из последних новинок авиации — российский экранолет Бе-2000. Груз до 50 тонн размещается у него в крыльях. Надо пояснить, что экранолеты совершают крейсерский полет в непосредственной близости от поверхности воды или земли за счет явления «экрана» — возникновения дополнительной подъемной силы именно при полете на сверхнизких высотах. И тем не менее столь удивительный летательный аппарат с полным правом относится к авиации.
«Обыкновенные» же самолеты стали к нашему времени богатырями-гигантами. Десятки тонн груза или несколько сотен пассажиров для них — обычное дело, как и тысячи километров беспосадочного полета. Многие самолеты, подобно кораблям, стали многопалубными. Это не означает, конечно, что не осталось маленьких самолетов. Просто у каждого — свое назначение.
Авиация, как и автомобилестроение, — быстро развивающаяся техническая отрасль. Здесь тоже ищут новые, необычные материалы, оригинальные технические решения. Вот, например, любопытная идея: использовать вместо керосина так называемое криогенное топливо двух видов — сжиженные метан и водород. Это позволит поставить на самолет комбинированные силовые установки, способные разогнать исполинские пассажирские лайнеры до гиперзвуковых скоростей. А до каких именно? Конструкторы говорят о достижении 5-6 тысяч км/ч — от Москвы до Владивостока с такой скоростью можно долететь меньше, чем за 2 часа! И конечно, в самолетостроении будет еще немало больших и малых изобретений.
Любопытно, а сколько всего кораблей построили на Земле, начиная с далеких финикийских времен? Конечно, никто этого не сможет подсчитать. Ныне же по морям и океанам плавают их многие тысячи. Каких только нет!
Пассажирские лайнеры, сухогрузы, лесовозы, контейнеровозы, рыболовные сейнеры, рефрижераторы, ледоколы, пассажирские паромы, буксиры, плавучие краны, парусно-моторные яхты, не говоря уже о военных кораблях. Огромный мировой флот, на мачтах которого подняты флаги самых разных стран.
Еще в XIX веке в моря-океаны вышли корабли-гиганты. Первым из них был «Грей-Истерн» — тот самый, что участвовал в работах по прокладке телеграфного кабеля между Европой и Америкой. Длина парохода составляла 208 метров, ширина — около 25 метров. Этот гигант с 5 трубами был в 5 раз больше самого крупного судна того времени.
Рекорд был побит только в 1907 году, когда английская судостроительная компания «Кунард Лайн» построила два почти однотипных пассажирских лайнера — «Мавританию» и «Лузитанию», — и до Первой мировой войны «Голубую ленту Атлантики» — приз судну, показавшему самую высокую скорость на маршруте между Старым и Новым Светом — они разыгрывали исключительно между собой. Длина кораблей достигала 232 метров, ширина — 26,3 метра, высота бортов — 24,4 метра.
Это была уже новая эпоха в судостроении. На смену паровым машинам пришли более мощные паровые турбины: струя пара с силой подавалась через узкое сопло на лопатки колеса, которое и передавало движение гребному винту. Такую турбину в 1889 году построил шведский изобретатель Карл Лаваль. Скорости пароходов еще больше возросли, появились к этому времени и другие новшества: каюты осветились электрическими лампами, капитан мог отдавать команды машинному отделению по судовому телеграфу. Общая мощность паровых турбин (всего их было по 6) каждой из «сестер» составляла 51 МВт. Работу турбин обеспечивали 25 котлов, каждому кораблю требовалось по тысяче тонн угля в сутки.
На «Мавритании» и «Лузитании» было по 800 с лишним человек команды, а пассажирских мест — почти по 2,5 тысячи. Рейсы между Ливерпулем и Нью-Йорком лайнеры совершали в среднем за 4 дня, 10 часов и 51 минуту. В 1909 году, например, «Лузитания» пересекла океан 33 раза и перевезла 41 тысячу пассажиров.
Шло время, и в разных странах были по¬строены еще более мощные и скоростные пассажирские лайнеры.
В 1939 году, например, в Великобритании спустили на воду пассажирский лайнер «Куин Элизабет». Габариты корабля тоже превзошли все прежние достижения — 314,4 метра в длину и 36 в ширину.
В наши дни абсолютные чемпионы по габаритам это танкеры, перевозящие нефть. В 1977 году во Франции был построен самый большой корабль в мире — супертанкер «Пьер Гийома». Его длина составила 414 метров, ширина — 63 метра, осадка 29 метров. Водоизмещение нефтегруза превысило 630 тысяч тонн. Однако выгода выгодой, а случись с супертанкером какая-нибудь беда, это может обернуться настоящей экологической катастрофой, ведь сотни тонн нефти выльются прямо в море. И такие случаи, к сожалению, уже бывали.
Кстати, а как строятся теперь корабли-гиганты, да и все остальные суда? Современная верфь стала заводом с очень совершенными технологиями. Обработка деталей будущего корабля полностью автоматизирована, работой станков руководят компьютеры. И собирают корабли уже не из отдельных деталей, как прежде, а из готовых смонтированных блоков.

Comments are closed.