Чудо на экране

img

После появления радио прошло совсем не много времени — и мир узнал о еще более невероятном техническом чуде. На этот раз в жизнь воплотилась давняя мечта человека видеть на расстоянии. Новое изобретение, впоследствии названное телевидением (от греческих слово «теле» — «далеко» и «визио» — «видеть»), действительно позволяло наблюдать на маленьком экране то, что телевизионная камера снимала в каком-то другом месте.

К телевидению даже и в наши дни, несмотря на всю привычку к нему, многие люди втайне по-прежнему относятся как к какому- то чуду. Но объяснить его основополагающий принцип, в общем-то, не так и сложно, понять его сможет даже человек, совсем уж, что называется, далекий от техники…


Свет — это не что иное, как те же электромагнитные волны, открытые Генрихом Герцем. Кстати говоря, сам же великий немецкий физик и доказал тождественность световых и электромагнитных волн. Для передачи изображения на расстояние надо сначала преобразовать свет, испускаемый объектом передачи или отражаемый им, в электрические сигналы. Второй этап — сама передача этих сигналов. А чтобы увидеть переданное, полученные сигналы надо расшифровать, иными словами — вновь перевести их в изображение.

При передаче любое передаваемое изображение разделяется на множество отдельных, но расположенных в строгом порядке и одинаковых по размеру темных и светлых точек. Световой поток от каждой точки превращается в электрический сигнал. Сотни тысяч таких сигналов и передаются на приемный пункт. Воссоздается переданное изображение с помощью точно таких же и расположенных в том же порядке точек. Однако свойство человеческого глаза таково, что на некотором отдалении от экрана он не различает очень близко расположенные точки, а воспринимает их на кинескопе телевизора как один сплошной рисунок. Кстати говоря, нетрудно догадаться, что чем на большее количество элементов разделяется изображение при передаче, тем большей оказывается его четкость при приеме.

Надо добавить, что человеческому глазу свойственна и некоторая «инерционность». В кино, например, мы не видим того, что каждую секунду на экране сменяются по 24 неподвижные картинки. Именно «инерционность» зрения создает иллюзию непрерывного движения. Точно так же и в телевидении совсем не обязательно передавать все электрические сигналы от всех элементов одновременно. Можно делать это по очереди, но важно уложиться в строгий промежуток времени меньше десятой доли секунды. Только при таком условии глаз «собирает» все эти тысячи светящихся на экране точек в одно целое изображение.

Появление телевидения было подготовлено целым рядом предшествующих работ и исследований. Так, например, принцип последовательной передачи элементов изображения был определен еще в конце XIX века независимыми друг от друга исследованиями португальского ученого А. ди Пайвы и русского физика и физиолога П. И. Бахметьева.

Другая важная заслуга принадлежит немецкому изобретателю Карлу Брауну, создавшему в 1897 году электронно-лучевую трубку, где луч электронов, испускаемых катодом, заставлял светиться экран, изготовленный из люминофоров — веществ, которые и обеспечивают свечение при бомбардировке их электронами. Это трубка использовалась как физический прибор при различных лабораторных исследованиях.

Но создание первой действующей модели телевизионной установки связано с именем русского изобретателя Б. Л. Розинга, профессора Петербургского технологического института. В 1907 году он получил в России патент на свое изобретение, закрепившее за ним право первенства.

Б. Л. Розинг в качестве преобразователя светового изображения в электрические сигналы использовал фотоэлемент. Оптическая система, подобная фотографической, и вращающийся зеркальный барабан позволяли последовательно, строчку за строчкой «развертывать» изображение, иными словами — как бы построчно просматривать его, преобразуя изменения яркости изображения в электрические сигналы. В приемнике созданной Розингом телевизионной системы использовалась электронно-лучевая трубка Брауна. На нее поступали передаваемые прерывистые электрические сигналы, заставляя с помощью особого электрода-модулятора экран светиться с различной яркостью.

Впервые телевизионная система заработала 9 мая 1911 года. Розинг получил на экране трубки переданное изображение геометрических рисунков. К 1912 году ученый разработал все основные элементы трубок черно-белого телевидения. О работах российского ученого узнали и в других странах, его патент на изобретение был признан в Германии, Великобритании, США.

Конечно, это были только самые первые и очень робкие шаги телевидения. Для того что бы оно стало таким, каким мы его знаем теперь, пришлось потрудиться еще очень многим исследователям. Среди них надо назвать 13-Техник шотландского электрика А. Свинтона. Но его идеи опередили свое время, осуществить их удалось лишь в 1930-е годы, когда появились усилительные электровакуумные лампы.

В России над совершенствованием телевидения работали Б. П. Грабовский, А. П. Константинов и другие исследователи. В Соединенных Штатах Америки самых больших успехов добился Владимир Кузьмич Зворыкин, русский по происхождению, эмигрировавший из России в 1917 году. В 1920 году он поступил на работу в фирму «Вестингауз электрик», а с 1929 года работал в «Радио Корпорейшн оф Америка», возглавляя лабораторию электроники.

В 1931 году Зворыкин изобрел иконоскоп — первую в мире передающую электронно-лучевую трубку. Приемной трубкой служил кинескоп. Зворыкин также получил патент и на систему цветного телевидения. Экран кинескопа он предложил покрывать зернышками люминофоров трех видов. Их свечение складывалось, а в результате получалось цветное изображение…

В общем, основополагающие принципы телевидения вроде бы действительно не очень сложны. Ну а на самом деле, если рассказывать обо всех тонкостях, надо писать отдельную книгу. Ведь оно и по сей день продолжает совершенствоваться, причем очень быстро.

Comments are closed.