Автомобиль Готлиба Даймлера

daimler

Как уже говорилось, жена Карла Бенца сыграла значительную роль в пропаганде изобретения своего мужа, однако и жена Готлиба. Даймлера, по удивительному совпадению, тоже имела определенное отношение к изобретению своего мужа.
Известно, что однажды Даймлер заказал для своей супруги пролетку известному каретных дел мастеру Вимпффу. А когда фаэтон был готов и доставлен в его дом, изобретателя вдруг осенила блестящая мысль — заменить лошадь бензиновым двигателем и таким образом сделать жене еще более оригинальный подарок.


Поэтому первый в мире четырехколесный автомобиль внешне совершенно не отличался от конного экипажа: у него были высокие деревянные колеса со стальными шипами-обручами, высокий передок для кучера и двухместное сиденье для пассажиров.
Двигатель с одним цилиндром мощностью 0,736 кВт (чуть более лошадиной силы) был установлен прямо в ногах пассажиров. Его вал был связан с задними колесами простой двухступенчатой ременной передачей. Для поворотов служил рулевой рычаг, укрепленный на передней оси. Таким образом, водителю было отведено место, которое в конной повозке должен был занимать кучер.
Устанавливая на пролетку двигатель, Даймлер даже не стал снимать с нее трубку-кронштейн, куда кучер, закончив поездку, прятал кнут. Правда, и автомобилю кнут тоже пригодился: им отгоняли собак, которые преследовали машину во время поездок. Тормозом служили башмаки, которые с силой надо было прижимать к обо дам задних колес.
Сравнивая первые машины Даймлера и Бенца, приходится признать, что конструкция Бенца была совершеннее, ведь он специально строил повозку для двигателя, собрав для нее жесткую раму из металлических труб. А Даймлер лишь снял оглобли с пролетки, изготовленной каретных дел мастером Вимпффом.
Любопытно, а как относились к творениям друг друга Даймлер и Бенц? Оказывается, довольно долго ни тот, ни другой даже не подозревали об опытах конкурента. А когда стало известно, что оба создали схожие машины практически в одно и тоже время, то, как и положено конкурентам-изобретателям, стали следить друг за другом весьма ревниво, если не сказать — враждебно. Во всяком случае ни один не упускал случая публично уколоть соперника. И каждый считал себя первым и истинным изобретателем машины с двигателем внутреннего сгорания.
Даймлер всегда утверждал, что трехколесную машину никак нельзя считать полноценным автомобилем, хотя патент на нее и был выдан раньше, чем на четырехколесную. А Бенц был убежден, что дело не в количестве колес, а в принципе получения энергии: замене паровика на двигатель внутреннего сгорания.
Отчасти обоих изобретателей примиряло лишь то, что у себя на родине, в Германии, ни тот, ни другой не получили особого признания. Немцы еще долго недооценивали перспективы повозок на бензиновом ходу, полагая, что они никогда не заменят лошадей. Зато соседи-французы проявили дальновидность и охотно покупали патенты Даймлера и Бенца. Именно поэтому Франция надолго стала ведущей производительницей автомобилей.
Патент Даймлера на его первую моторную повозку купили французские фирмы «Панар- Левассор» и «Пежо». Затем идеями Даймлера заинтересовались англичане, австрийцы, американцы. Это принесло изобретателю финансовый успех и позволило основать собственную компанию «Даймлер Моторенгезельшафт» в городе Бад-Канштатте.
Любопытно, что и сам Даймлер поначалу не оценивал должным образом перспектив моторных колесных экипажей и прежде всего начал производить не сами автомобили, а надежные двигатели внутреннего сгорания. Патенты на них были приобретены многими иностранными фирмами, и благодаря этому Даймлер постоянно расширял производство.
Таким образом, почти все первые автомобили, производившиеся в Европе, были снабжены двигателями конструкции Даймлера, отличавшимися компактностью и надежностью.
Вскоре Даймлер стал выпускать двухцилиндровые двигатели. Цилиндры были расположены относительно друг друга в виде буквы V и потому так и стали называться — V-образными. Два поршня с шатунами приводили один общий коленчатый вал с двумя дисками-маховиками по концам. Увеличение числа цилиндров позволяло увеличить мощность. В 1891 году Даймлер сконструировал первый четырехцилиндровый двигатель.
С увеличением числа цилиндров возрастала не только мощность мотора, но и плавность хода. В четырехцилиндровом двигателе каждый рабочий ход приходится на пол-оборота коленчатого вала, в то время как у одноцилиндрового двигателя — на два оборота. Вместе с тем собрать двигатель с несколькими цилиндрами сложнее, поэтому Даймлеру пришлось совершенствовать производство.
Даймлер полагал, что его моторы найдут широкое применение в самых разных областях техники, но в конце концов убедился, что главным образом их покупают для производства автомобилей. Только тогда он понял, какое это перспективное дело, и решил сам начать производство моторных повозок. Для начала он попробовал усовершенствовать свою первую машину с одноцилиндровым двигателем. Однако вскоре осознал, что обыкновенная конная пролетка мало подходит в качестве «базы» для автомобиля.
Несмотря на все эксперименты и усовершенствования, первый автомобиль Даймлера,  как и автомобиль Бенда, к счастью, тоже дошел до наших дней и теперь хранится в музее компании «Мерседес-Бенц» в Штутгарте.
…В 1897 году немецкий изобретатель Рудольф Дизель построил еще один двигатель внутреннего сгорания, который по имени автора так и называется теперь — дизелем. Он отличается тем, что воспламенение в цилиндре происходит не от системы зажигания, а от сжатия топлива поршнем. Дизели работают на дешевой нефти, экономичны и теперь широко применяются в промышленности и на транспорте, например на судах и тракторах.

Comments are closed.