В воздухе — «гибриды»

osprey

Оспрей

Тем не менее вертолет пока заметно уступает самолету в скорости и высоте полета, экономичности двигателей. Одни специалисты полагают, что выход — в дальнейшем совершенствовании всех систем. Другие считают, что лучше вообще отказаться от вертолетов, перейти к другим, более современным типам летательных аппаратов, например конвертопланам.
Так, недавно начал совершать регулярные полеты «гибридный» летательный аппарат американского производства «Оспрей» V-22 (подробнее о нем см. ниже). В этой машине конструкторы попытались объединить лучшие черты вертолета и самолета. Моторные гондолы с воздушными винтами, расположенные на концах крыльев, могут поворачиваться. Когда «Оспрей» стоит на земле, они расположены горизонтально и обеспечивают вертикальный взлет без разгона. После того как аппарат набрал высоту, гондолы меняют положение, и винты располагаются «по-самолетному», увлекая машину вперед.


Казалось бы, все просто. Однако на практике выяснилось, что режим конвертации — перехода из одного состояния в другое — весьма сложен. Летательный аппарат в этот момент становится неустойчивым. Поэтому пришлось разрабатывать специальную компьютерную программу, принимать особые меры, чтобы конвертоплан в этот момент не «посыпался» вниз.
К тому же конструкция «Оспрея» получилась весьма сложной, а значит, не очень надежной. Поэтому, хотя V-22 и получил путевку в небо, конструкторы не намерены останавливаться на достигнутом и разрабатывают все новые «гибриды».
Недавно в зарубежной печати появились рисунки летательных аппаратов нового поколения. Вот, например, «Х-Винг» из семейства ротокрылов. При взлете его ротор вращается как у вертолета, увлекая аппарат в небо. А когда высота набрана, ротор останавливается, превращаясь в оригинальное Х-образное крыло.
«Такая машина сможет развивать скорость порядка 450-500 км/ч и будет расходовать меньше горючего, чем нынешние вертолеты», — считает Артур Линден, сотрудник всемирно известной фирмы «Сикорский», где создают ротокрылы.
Проект нового летательного аппарата «Ротокрафт» представил и американский инженер Генц Герхард. Вот как описала машину газета «Нью-Йорк Таймс»: «Ротокрафт» выглядит так, будто кто-то приделал к современному самолету гребные колеса от парохода, что плавал некогда по Миссисипи»… Вращение плиц-лопастей на колесах создает подъемную силу аппарата. Меняя скорость вращения колеса и угол атаки каждой лопасти, можно обеспечить подъем, движение вперед или то и другое одновременно.

Comments are closed.