Самолет на орбите

spaceplane_0

После окончания войны документация по проекту А-9/А-10, опередившему по крайней мере на полтора десятилетия американские и советские разработки, таинственно исчезла. Хотя американцы успели вывезти из Нордхаузена все оборудование подземного завода вместе с сотней экземпляров «готовой продукции», а заодно заполучили и главного конструктора, проект в Америке не «проявился».
Согласно одной версии, став американцем, Вернер фон Браун не стремился афишировать систему, которую он же и предложил использовать для обстрела Нью-Йорка. Если бы эта история всплыла, его новые хозяева могли отнестись к ней крайне отрицательно. Однако справедливости ради отметим, что существует и другая версия, по которой проект А-9/А-10 существовал только на бумаге, для ублажения фюрера, требовавшего от специалистов невозможного — повернуть ход истории вспять.


Идея пилотируемого запуска была возрождена в 1946-1947 годах в проекте «ВР-190», который в СССР разрабатывала группа под руководством Тихомирова. Поскольку, как известно, с электроникой в СССР дела обстояли из
рук вон плохо, решили воспользоваться немецким опытом — посадить в ракету двух космонавтов (один просто не успевал управиться со всеми рычагами и переключателями). Однако и эту идею забраковали…

Схема бомбардировщика Зенгера

Схема бомбардировщика Зенгера

Кстати, уже после войны неожиданно выяснилось, что ракета А-9/А-10 была не единственным средством достижения других континентов. Профессор Эйген Зенгер разработал проект 100-тонного ракетного бомбардировщика. На первом этапе после старта он должен Пыл бы разгоняться с помощью ракетного ускорителя до скорости 450 м/с (1620 км/ч). Через 36 секунд полета, на высоте 12 км и удалении от места старта на 20 км, ускоритель сбрасывался. Взамен включался бы ракетный двигатель, который за 336-480 секунд должен был разогнать бомбардировщик до скорости около 22 000 км/ч.
Пик траектории находился на высоте 91- 260 км — в зависимости от планируемой дальности полета и полезной нагрузки. Ракетоплан достигал бы его через 372 секунды, удалившись за это время от точки старта на 736 км.
После выхода в верхнюю точку траектории машина продолжала бы движение в безмоторном планирующем полете со сверхзвуковой скоростью. Пролетев на скорости 6000 м/с около 5550 км, через 1522 секунды (25,4 минуты) после старта, ракетоплан мог сбросить шеститонную авиабомбу на высоте 50 км. По проекту бомба помещалась внутрь прочного корпуса, выдерживавшего разогрев при прохождении сквозь плотные слои атмосферы.

Эскиз стартового комплекса для ракетоплана Зергера

Эскиз стартового комплекса для ракетоплана Зергера

Боеголовка, пролетев по наклонной траектории еще около 500 км, должна была упасть на цель, а сам аппарат тем временем выполнял разворот на обратный курс. Поворот осуществлялся по радиусу 500 км, продолжался 330 секунд и завершался на высоте 38 км в точке, удаленной на 4500 км от места посадки. После этого бомбардировщик продолжал постепенное снижение со скоростью 3700 м/с. Через 4452 секунды на высоте 20 км, за 100 км от места посадки, аппарат снижал скорость до дозвуковой и приземлялся.
Общее время полета, согласно расчетам, занимало 4755 секунд, максимальная дальность полета — 24 000 км.
Работы над этим проектом также не вышли из стадии теоретических расчетов. Одна¬ко их содержание послужило основой для проектирования аналогичных систем, например американского космического «планера» — одного из предшественников космического челнока «Спейс Шаттл».

Comments are closed.