Какие корабли строили после каравелл?

Каракка

Каракка

В эпоху Великих географических открытий, начавшуюся с плаваний Христофора Колумба в Новый Свет, а вслед за ним и других искателей приключений, сотни тысяч людей: солдат, торговцев устремились в неведомые прежде земли. В Европу же из-за океана потянулись караваны с экзотическими товарами, золотом, серебром. Само собой разумеется, для этого требовались вместительные грузовые суда, а также хорошо вооруженные военные корабли, способные охранять их от неприятеля или пиратов. И строили их уже иначе, чем для прежних плаваний по внутренним морям.


А вот сама технология корабельного дела мало изменилась со времен финикийцев. Суда по-прежнему строили на берегу примерно так же, как деревянные дома; правда, под крупные корабли стали «подставлять» стапель — наклонный настил, на котором постепенно и собирался корпус будущего судна. Во время работы корпус поддерживали специальные опоры — кильблоки. Необходимые детали изготавливали в мастерских, находившихся поблизости от стапеля: лесопильных, столярных, медницких, парусных…
Приходил наконец торжественный момент спуска корабля на воду. Его освобождали от упоров, и он сам собой, под действием силы тяжести, «скатывался» с наклонного стапеля в воду. Но деревянный настил прежде приходилось обильно смазывать салом или жиром.
К XVI веку у кораблей стали еще выше корма и нос, защищавшие судно от высоких океанских волн. Мачты теперь делались не из одного дерева, а составными. Передняя фок-мачта и главная грот-мачта состояли из двух и более звеньев: на основание наращивались верхние части, называющиеся, соответственно, стеньгами, брак-стеньгами и бом-брам-стеньгами. Это позволяло увеличить высоту .мачты и площадь парусов. Кроме того, в случае поломки мачты можно было ремонтировать по частям. Длиннее стал и бушприт, а парус на нем — больше.
Разумеется, корабли вовсе не походили один на другой, а отличались и размерами, и числом мачт, и парусным вооружением. Тип  судна определялся его назначением: одни служили для коротких плаваний вдоль берега, другие для дальних, для перевозки тяжелых грузов. Весь XVI век самым мощным флотом располагала Испания, владычица обширных колоний в Новом Свете.
Одним же из самых распространенных типов судов была в эту пору каракка, первоначально появившаяся на Средиземном море и претерпевшая некоторые изменения. К XVI веку каракки представляли собой трехмачтовые двухпалубные суда. Прямые паруса на двух передних мачтах были двухъярусными. Паруса задней бизань-мачты были косыми. Эти суда могли быть и военными, и торговыми. Их грузоподъемность достигала 600 тонн, а португальские каракки, ходившие в Азию восточным путем вокруг Африки, а затем по Индийскому океану, могли взять на борт даже до 900 тонн. Кроме того, судно, имевшее в длину 50 метров, а в ширину до 15, вмещало 600-700 пассажиров. Товары и снаряжение грузились на каракку через широкий лацпорт на корме.
В качестве вооружения каракка могла нести до двух десятков пушек. Для стрельбы из корабельных орудий в бортах корабля проделывались квадратные отверстия — порты. В морском походе они закрывались парусиной, однако это не обеспечивало портам необходимой водонепроницаемости.
Поэтому важным изобретением стал пушечный порт, наглухо запирающийся деревянными ставнями. Такую конструкцию в 1500 году предложил французский корабельный мастер де Шарж. Нововведение разом позволило увеличить число корабельных пушек, поскольку теперь их можно было устанавливать не только на верхней палубе и в надстройках, но и на нижних палубах, недалеко от поверхности воды. К тому же внизу можно было разместить более тяжелые орудия, и это повышало остойчивость судна.
А вот условия для жизни моряков на каракках, как, впрочем, и на любых других кораблях, поначалу были очень неважными. Первые жилые помещения на судах появились в XV веке (до этого морякам и пассажирам чаще всего приходилось ночевать и вовсе на палубе и представляли собой один большой кубрик внутри кормовой надстройки. К XVI веку в сильно выросшей надстройке было уже несколько палуб. Поэтому надстройку стали разделять тонкими деревянными перегородками на ряд клетушек-кают, а у самой кормовой стенки размещался большой салон, где жил капитан.
В это же время стали мастерить и первую корабельную мебель: сундуки, которые одновременно служили сиденьями, резные шкафы, обеденные столы. Но деревянные кровати были привилегией лишь капитана да еще нескольких человек высшего командного состава. Простые матросы ютились в одном общем помещении и спали в подвесных койках, которые на день сворачивались. Эта идея была позаимствована моряками у индейцев, которые издавна пользовались плетеными гамаками. Но еще более совершенными, а вдобавок и самыми крупными кораблями XVI века были галеоны.

Галеон

Галеон

Длина этих трехмачтовых кораблей могла превышать 60 метров, а команда — несколько сот человек. Высота грот-мачты достигала 30 метров и больше, высокая корма отстояла от киля на 20 метров.
В кормовой надстройке, где помещались жилые помещения, могло быть до 7 палуб, а в корпусе галеона — Такое судно было не так-то просто построить, поэтому высоко ценились во всех странах искусные корабелы, достигшие большого мастерства. Судить же о качестве их работы можно было не только по мореходным качествам галеонов, но даже и по самому внешнему виду кораблей.
Кормовая стенка галеона нередко казалась настоящим произведением искусства. Она была украшена искусной резьбой, изящными балконами, коваными фонарями. На корме могли проводить время знатные пассажиры.
Каюты капитана и высших офицеров, просторные гостевые каюты (ведь морские путешествия совершали и самые высокопоставленные особы) были отделаны золотыми инкрустациями, дорогими тканями, обставлены красивой мебелью.
Парусное вооружение галеонов было сложным. Парусами управляли с помощью многих канатов, проходящих через системы блоков. При различном положении парусов корабль мог совершать сложные маневры, идти не только по ветру, но и под углом к нему и даже лавировать, идя против ветра.
Управлять кораблем, отдавая команды поднимать и опускать те или иные паруса, поворачивать их под разными углами, мог только искусный, опытный капитан. Но и от матросов парусной команды, выполнявших, eго распоряжения, требовались слаженные, умелые действия. Кроме того, судовые снасти необходимо было постоянно поддерживать в полном порядке и готовности к любым маневрам. Поэтому к XVI веку и матросы стали уже другими — куда более «квалифицированными», чем их предшественники прошлых столетий. Однако сам труд матроса был неимоверно тяжел.
Галеоны были хорошо вооружены. Они несли до 30 больших и малых орудий.
В конце XVI века появился еще один тип быстрого и надежного парусного судна. Создали его голландцы. В эту пору Голландия быстро набирала силу, догоняя самые мощные В Европе государства. На «отвоеванных» у Северного моря с помощью системы дамб и каналов землях, прежде болотистых, постоянно заливаемых морской водой, расцветали города и селения. Трудолюбивые и предприимчивые голландцы открывали промышленные мануфактуры, о которых речь пойдет впереди. Для них требовалось заморское сырье, и Голландия начала строить собственный флот. В Азии появились обширные голландские колонии. С течением времени именно Голландия стала первенствовать в кораблестроении, опережая Испанию.
Тип корабля, созданного голландскими корабелами, именовался флейтом.

Голландский Флейт

Голландский Флейт

От каракки и галеона он отличался большей парусностью. На фок- и грот-мачтах было уже не два, а три ряда прямых парусов. На бизань-мачте над косым «латинским» парусом появился дополнительный прямой парус, называвшийся крюйселем. Увеличилось парусное вооружение бушприта: кроме блинда появился еще один парус — бом-блинд.
Корпус флейта был вытянутым и узким. Поэтому судно опережало в скорости каракки и галеоны. Мачты, делавшиеся из составных частей, стали значительно выше, а при ремонте их легко можно было заменять. Другим нововведением голландцев были короткие реи, а, соответственно, и более узкие паруса. Управлять ими было проще, чем широкими, поэтому и матросов требовалось меньше. И наконец, еще одним важным голландским изобретением стал круглый рулевой штурвал, заменивший прежний румпель — рулевое весло, закрепленное на оси, использовавшееся на кораблях еще со времен викингов.
Красавцы-парусники безраздельно царили на всех морях. И вряд ли кто подозревал, что близится час, когда им придется уступить место неуклюжим на первый взгляд судам с дымящими трубами и паровыми котлами, жадно поглощающими уголь. Но именно за такими кораблями и было будущее. И конечно, паровым машинам предстояло прийти не только на корабли.

Comments are closed.